Для того чтобы законно осуществлять свою деятельность, раньше нужно было обязательно оформлять ИП. Но в связи с этим возникало много проблем, вопросов и неудобств. Сегодня есть прекрасная альтернатива – самозанятость. Это особенно удобно фрилансерам, таксистам, репетиторам и всем тем, у кого доход не превышает определенной планки.
Сегодня поговорим о том, как оформить самозанятость через Госуслуги, пошаговая инструкция в 2021 году, а также рассмотрим еще два способа, позволяющих получить такой статус.
Преимущества, недостатки и особенность самозанятости
Впервые такой режим был введен в 2019 году в качестве эксперимента. Сначала он распространялся лишь на четыре субъекта РФ, но с июля 2020 он стал функционировать по всей России. На сегодняшний день им пользуются около 2 млн. россиян.
Самозанятость является неофициальным определением. Но даже в госорганах режим называется именно так. Самозанятые – лица, уплачивающие налог на профессиональный доход. Перейти на такой режим могут исключительно граждане, работающие без найма сотрудников.
Главным плюсом такого режима является возможность легализации своей деятельности, прозрачной работы на законных основаниях. Более того, люди, оформившие этот статус, платят налоги по хорошей ставке – всего 4% и 6%. Других обязательных платежей у них нет.
Есть и другие преимущества:
Самозанятым может стать организатор праздников, фотограф и видеооператор, водитель, строитель, мастер маникюра, специалист, работающий в интернете удаленно и многие другие. Все виды деятельности, которые могут быть допустимы к спецрежиму, прописаны в законе.
Как сделать самозанятость? В каких случаях она актуальна? Есть некоторые нюансы в оформлении — если:
- заработок не превышает 2 400 000 рублей за год;
- получаете доход от своего имущества или занимаетесь профессиональной индивидуальной деятельностью;
- работа не исключена 422-ФЗ;
- не нанимали работников и не оформляли отношения с работодателем;
- НПД является заменой страховых взносов и НДС.
Стоит отметить, что ограничений по размеру ежемесячного дохода нет, но если выйти за указанные пределы, вы автоматически будете переведены на другую систему. Вся информация строго контролируется.
Как сделать все законно
Если хотите избежать проблем, придется оплачивать налог до 25-го числа каждого месяца, который следует за отчетным. Кроме того, нужно делать чеки, являющиеся подтверждением и базой для налоговых расчетов. Для того чтобы работать легально, но не нагружать себя отчетностью, можно воспользоваться несколькими вариантами оформления: через портал Госуслуг, через специальное приложение «Мой налог» и с помощью продукта от Сбера.
Как оформить самозанятость через Госуслуги: пошаговая инструкция, и какой налог платить
Госуслуги – специальный сервис, который упрощает жизнь многих россиян. Проще говоря, здесь можно оперативно получить доступ к различным организациям, заказать необходимые справки и многое другое.
Оформить на портале можно следующим образом:
- создаем профиль на сайте Госуслуг (у большинства россиян он уже есть);
- вводим при необходимости данные паспорта, СНИЛС, номер мобильного;
- подтверждаем создание Личного кабинета в МФЦ (понадобится паспорт и телефонный номер);
- в системе выбираем нужный вариант;
- вводим данные для входа, код из СМС;
- выбираем свой регион, проверяем ИНН и кликаем «Подтверждаю».
Как стать самозанятым через Личный кабинет налогоплательщика
Можно зайти в ЛК официального сайта налоговой со смартфона:
- переходим в кабинет, используя уже подтвержденную запись на сервисе Госуслуг;
- или берем сведения для входа у налогового инспектора;
- прописывает телефон, пароль из СМС-уведомления;
- выбираем регион, подтверждаем регистрацию.
Или на компьютере через свой браузер, вовсе не обязательно скачивать приложение. Переходим на сайт ФСН в свой личный кабинет. Для авторизации также нужны данные, запрашиваемые приложением: пароль и логин или учетная запись с Госуслуг.
Инструкция аналогична:
- заходим через браузер (ИНН = логин);
- вводим пароль и жмем на регистрацию;
- соглашаемся с обработкой запрашиваемых данных;
- жмем «Далее» и подтверждаем.
Этот способ подходит не только жителям России, но и иностранцам. Если ваш профиль на ресурсе ФНС или Госуслугах уже подтвержден, эти варианты помогут получить статус самозанятого быстро и легко. Если нет профиля, можно зарегистрироваться по паспорту, это гораздо удобнее, чем идти в МФЦ или налоговый орган.
Как оформить самозанятость через «Мой налог»: инструкция по применению
Специально для этой экспериментальной программы было разработано мобильное приложение – «Мой налог». Это официальный продукт ФНС России для налогоплательщиков, оформивших себе статус самозанятого. С его помощью можно зарегистрироваться и осуществлять свою деятельность на льготном режиме. Вам не нужно будет ходить в инспекцию, брать кассу и заполнять отчеты. Необходимо через приложение отправить специальное заявление в налоговую, вписать реквизиты паспорта и прикрепить личное фото.
У приложения «Мой налог» масса преимуществ:
- простая регистрация даже с мобильного;
- удобно отслеживать налоговое начисление;
- легко формировать и отправлять чек клиенту;
- поступают оповещения о сроках уплаты;
- можно взять справку для подтверждения дохода;
- разработаны аналитические инструменты для финансового анализа своей работы.
Вся информация о доходах передается в налоговый орган через приложение. Тут сразу формируются чеки, которые можно печатать на бумаге через принтер, отправлять на электронную почту или дать считать клиенту по QR-коду.
Кроме того, в сервисе налоговая выставляет сумму, обязательную к уплате за прошедший месяц, и указывает реквизиты оплаты. Если сумма менее 100 рублей, она автоматически идет на следующий месяц и добавляется к новой.
Здесь можно настраивать автоплатеж, чтобы средства сами списывались и перечислялись со счета на налог.
Как оформить самозанятость через приложение «Мой налог»? Сначала необходимо скачать программу в Гугл Плей или AppStore, в зависимости от ОС вашего устройства. Далее нужно ее открыть, установить галочку на месте согласия на обработку информации и принять правила. Откроется экран, который предложит выбрать удобный способ регистрации.
По паспорту:
- выбираем «Регистрация по паспорту РФ»;
- вводим свой телефонный номер;
- вписываем защитную комбинацию из сообщения, присланного на указанный номер;
- отмечаем регион;
- сканируем паспортную страничку с фотографией: необходимо направить на него камеру и кликнуть «Распознать»;
- проверяем корректность считанных сведений: все правильно – жмем подтверждение, а если есть ошибки – повторное распознование;
- добавляем или делаем новый снимок для подтверждения личности;
- жмем «Подтверждаю», чтобы завершить регистрацию.
Система автоматически уведомляет инспекцию о постановке на учет. Как стать самозанятым через «Мой налог»? Как видите, очень просто. Регистрация занимает не более пяти минут. Можно будет все необходимые действия проводить в онлайн режиме. Именно через приложение инспекторы контролируют всех самозанятых.
Если на спецрежим переходит индивидуальный предприниматель, ему нужно дополнительно сообщить в инспекцию о смене режима. Совмещение запрещено. В обратном случае, регистрация будет аннулирована. Данное уведомление следует подавать в течение месяца.
Если у ИП открыт патент, важно дождаться истечения срока его действия или уведомления о прекращении деятельности заранее. И лишь после этого можно регистрироваться в качестве плательщика НПД.
Как оформить самозанятость через «Сбербанк онлайн» пошаговая инструкция с телефона
Для удобства клиентов Сбербанка есть специальный сервис, который позволяет контролировать свои доходы и расходы, следить за всеми выполняемыми транзакциями. Сбер позаботился и о самозанятых, поэтому можно оформить спецрежим и через «Сбербанк Онлайн»:
- в приложении заходим в «Каталог»/ «Услуги»/«Своё дело»;
- указываем карту для регистрации (лучше выпустить отдельную, идеально – цифровую. Делается бесплатно за пару минут. Она будет соответствовать региону подключения сервиса банка);
- вписываем свой реальный номер (на него приходят регистрационные сведения, а потом отправляются фискальные документы);
- отмечаем регион ведения деятельности;
- выбираем сферу из предложенного перечня, выбор большой – от бухгалтера до косметолога. Можно искать свой вариант через строку поиска. Разрешается отмечать от одного до пяти направлений;
- читаем условия подключения и жмем «Продолжить»;
- ждем ответа с инспекции, он приходит обычно в течение нескольких минут;
- ожидаем банковское уведомление, которое информирует о подключении сервиса.
Можно зайти в «Сбербанк Онлайн» с компьютера или с мобильного приложения. Через банк процедура регистрации займет не больше шести дней, чаще всего оперативнее.
Как формируются чеки
Как только регистрация в сервисе Сбера завершится, можно формировать онлайн-чеки – отчетность самозанятого. Их можно использовать в качестве подтверждении дохода. Необходимо обязательно давать покупателям чеки после получения денег, это крайне важно. Процедура аналогична ИП или юрлицам, но не нужно приобретать дополнительно кассовый аппарат.
На основании чеков идет расчет налоговой суммы, подлежащей уплате (4 или 6%, зависит от источника дохода). Здесь же можно создавать чеки на иностранную организацию. При этом сумма будет облагаться по ставке шесть процентов, как при работе с юридическими лицами и ИП.
Электронный чек создается в автоматическом режиме при платежах от физлиц переводом по номеру «пластика», выбранного при регистрации в спецсервисе «Свое дело».
Придется оформлять самостоятельно в ручном режиме чеки:
- при наличных платежах;
- переводах от физлиц по номеру карточного счета, привязанного к «Свое дело» или на прочие карты;
- платежах от ИП и юрлиц.
Если по какой-то причине был сделан возврат или произошел ошибочный перевод, а чек уже успел сформироваться, можно отозвать его в приложении. Если самозанятый захочет закрыть свое дело, можно это сделать в приложении, не оплачивая дополнительно пошлины и комиссии.
Такой вариант с использованием сервиса от Сбера удобен еще и тем, что клиенту предоставляются и другие полезные опции, которые упрощают решение вопросов. К примеру, бесплатные услуги юристов, конструктор документов, ежедневная рассылка материалов и многое другое.
Теперь вы знаете, как оформить самозанятость в 2021 году через продукт Сбербанка «Свое дело», портал Госуслуг и приложение «Мой налог». Эта пошаговая инструкция поможет разобраться с регистрацией. Требуется минимум документов и времени.